.

Станислав Лем. Солярис.


Выполненное обещание.

В предыдущем посте я обещал выложить нечто интересно, что обязательно Вас заинтересует. Так вот, позвольте предствавить Вашему вниманию произведения Станислава Лема “Солярис”.  Станислав Лем – это один из не многих зарубежных авторов доступных для чтения в СССР.  Этот автор является классикой жанра, необходимого для чтения, особенно в молодые годы.

В романе “Солярис” действие начинается в далеком будующем, когда человечеству пришло время покорять новые просторы вселенной. В это время была открыта одна планета очень похожая на Землю, поверхность которой была покрыта океаном. Эта планета была немножко больше Земли, но объем суши был меньше чем вся Европа.

Начав исследования природы этой планеты, люди столкнулись с невиданными чудесами. Но больше всего меня поразило то, как каждый из трех исследователей (вернее четырех, но один покончил с собой) воспринимал то, что дал ему океан.

Экранизация романа.

Роман стал настолько популярным, что в 1972 году вышла экранизация романа режиссера Андрея Тарковского. Станислав Лем не был удовлетворен постановкой. Станислав Лем четко дал понять Андрею Тарковскому, что его не устроила камерная аранжировка картины, так как нужно было отобразить всю планету с её океаном.

Так же режиссер исказил весь смысл романа преподав главного героя не в том свете. Кстати, имя главного героя Кельвин. Ведь не он довел Хари до самоубийства, на мое мнение Хари сама пошла на этот шаг сделав такую жертву ради Кельвина.

Сора Лема и Тарковского.

Очень сильно Станислав Лем был озадачен, тем что в экранизацию романа добавили таких персонажей как мать и тетю Кельвина, о которых кстати вообще не упоминалось в романе. Привожу цитату Станислава Лема: “А совсем уж ужасным было то, что Тарковский ввел в фильм родителей Кельвина, и даже какую-то его тетю. о прежде всего — мать, а «мать» — это «Россия», «Родина», «Земля». Это меня уже порядочно рассердило”.

Следующим фактором ссоры Тарковского и Лема было, то что в романе действия происходили на станции на большем участке суши… Опять цитирую: “…Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нем домик. И когда я слышу о домике и острове, то чуть ли не выхожу из себя от возмущения”.

Подводя черту.

Роман Станислава Лема “Солярис” подтолкнул меня к размышлениям о природе человека, о великих тайнах вселенной… В самом конце романа Кельвин размышлял о происходящем. Было доказано, что океан покрывающий планету – это одно живое существо, которое просто играло с маленькими людьми с помощью их памяти…



комментария 4 к статье “Станислав Лем. Солярис.”

  • Eyeless

    Я эту книгу не читал, но благодаря моему преподавателю (предмет «Современные проблемы менеджмента»), который большую часть своего учебного материала поставил на примерах из книг Станислава Лема и в частности из книги «Солярис», её содержание знаю довольно неплохо (пришлось знать:)). А вот теперь точно прочитаю, так как наткнулся на эту книгу чисто случайно, спасибо что написали про неё!
    P.S. желаю успехов в развитии Вашего блога, и небольшая просьба — как фанат фантастики не могу не попросить Вас в будущем уделять данному жанру побольше внимания!

  • Admin

    Eyeless, постараемся:) Вы могли бы нам в этом помочь? Если есть желание написать о чем-то из фантастики — можно организовать что-то вроде гостевого поста в блоге.

  • Gulcha

    Неплохая рецензия на книгу. Меня задело Ваше предвзятое отношение к СССР.Судя по Вашему посту советские люди были забитыми антифантастами. Помимо Лема в свободном доступе (имеются в виду как продажи, так и библиотеки) находилось ОЧЕНЬ много зарубежной фантастики. Вы возможно этого не помните, но в 60-70 годах в журнале «Техника молодежи» печатали Бредбери, Азимова, Хайнлайна, Шекли (перечисляю то, что читала лично). Кроме этого в начале 80-х издавался журнал «Фандет» (фан-тастика, дет-ектив.
    А уже молчу о том, что произведения Кэтрин Куртц, Толкиена и Урсулы Ле Гуин рекомендовались для прочтения в детско-юношеском возрасте.

  • 8394

    Повесть С. Лема «Солярис» как футуропрогноз развития России

    Отсутствие реально правящей партии и слабость российской буржуазии закономерно приводит к (теневой) власти вооружённую корпорацию. Все, кто закончил среднюю школу помнят определение социального класса – «Классы, это такие группы людей, одна из которых может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» [2].
    Силовики «присваивают труд» через контроль над предприятиями малыми и большими, торговыми точками и т.д. В большинстве случаев делёж сфер влияния осуществляется «по джентльменски». Сфера чекистов — монополии и крупные, частично средние производства, «под юрисдикцией» полиции часть средних предпринимателей и малый бизнес. Россия всегда идёт своим путём. Полицейчекистский капитализм – российское изобретение, патент на которое вряд ли кто-то будет оспаривать, в том числе и потому, что этот вариант развития тупиковый.
    Полицейчекистский капитализм носит паразитический характер. «Охранники» (термин, введённый Глебом Павловским) по большому счёту не заинтересованы в крупномасштабном экономическом развитии. Во первых, развитие непредсказуемо, оно нелинейно и может привести к качественным скачкам, изменениям, которые невозможно прогнозировать. Проще говоря, прогресс грозит силовикам потерей контроля над Россией, а значит и источника доходов через «присвоение труда другой группы». Телезрители помнят кадры страшной расправы «сил правопорядка» над сдавшимися обитателями Белого дома в 1993 г. Это была не рутинная «полицейская работа», а проявление бескомпромиссной классовой борьбы. С таким остервенением американская полиция в 30-х гг. избивала (убивала) забастовщиков, с такой же ненавистью бастующие рабочие били (калечили) штрейкбрехеров.
    Талантливые писатели в своих произведениях-аллегориях порой описывают окружающий мир в закодированном аллегорическом смысле. В начале 60-х гг. в Польше вышел роман известного писателя-фантаста Станислава Лема «Солярис» (экранизированный в СССР). Литературоведы до сих пор спорят о том, что хотел сказать автор этим произведением? Когда такой вопрос был задан журналистом самому Лему, он ответил: «Я сам не знаю». Возможно, выдающийся фантаст лукавил, возможно, сказал правду. Творчество процесс непростой. Что стало импульсом к созданию того или иного образа, чем навеяна данная фантасмагория – не понимает порой сам автор.
    Тем не менее «расшифровать» даже такой сложный фантастический сюжет о странной планете (Солярис), которую обволакивала разумная протоплазма, убивающая или доводящая до самоубийства людей, знающая всё о каждом человеке, контролирующая его поступки, «вытягивающая» из тёмного человеческого подсознания спрятанные в его тайниках аномальные животные влечения и материализующие их – можно, если вспомнить в какое время жил Станислав Лем. В недавнем прошлом участник антифашистского подполья, борец за освобождение Польши от немецких оккупантов обнаруживает пришествие новой – чекистской орды, устанавливающей тотальный контроль над гражданами в недавнем прошлом демократической республики, наводняющей его родину соглядатаями и доносчиками, уничтожающей право на личную жизнь, поощряющей всё аномальное, извращённое.
    В результате было создано одно из самых «загадочных» литературных произведений, в метафорической форме описывающее тоталитарно-полицейское государство, одной из главных характеристик которого была имитация, копирование скорее формы, чем содержания: «Но такие «одиночные изделия» ничто по сравнению со стихийной деятельностью мимоида, «раздразненного» присутствием предметов и конструкций, которые появляются над ним по воле земных пришельцев. Воспроизводит все, что находится на расстоянии, не превышающем восьми – десяти миль. Чаще всего мимоид создает увеличенные изображения, иногда деформируя их и преобразуя в карикатуры или гротескные упрощения; в особенности это относится к машинам. Разумеется, материалом всегда является та же самая быстро светлеющая масса, изверженная океаном. Вместо того чтобы упасть, она повисает в воздухе, соединенная легко рвущимися пуповинами с основанием, по которому она медленно передвигается и, одновременно корчась, сокращаясь или увеличиваясь в объеме, пластично формируется в сложные конструкции. Ферма или мачта воспроизводятся с одинаковой быстротой» [1].
    Профессор ВШЭ Сергей Медведев через 50 лет после С. Лема (и независимо от него) так описал эту российскую достопримечательность: «Россия испокон века была страной декораций, потемкинских деревень, крашеной травы. Искусство симуляции всегда у нас было в почете, но особых высот оно достигало в эпохи заката Империи — так что всякий раз Империя распадалась не со взрывом, но со всхлипом, словно из нее выпустили воздух, что в 1917-м, что в 1991-м. За последние пару лет мы уже видели муляж ё-мобиля от Михаила Прохорова, муляж российского планшета от Дмитрия Рогозина. Ни один из них не пошел дальше стадии презентации. Во Владивостоке к саммиту АТЭС построили муляж моста на остров Русский [3].
    По мнению одного из комментаторов: «Судя по реакции Лема на замысел Тарковского, он и сам не заметил, что описал в планете Солярис все наиболее существенные признаки русской цивилизации» [4]. ‎ Нам кажется, что это не так. Если в названии Лемовской планеты Solaris переставить буквы получится слово L’Rossia. В этом контексте легко «расщёлкивается» загадка, над которой полвека «бьются» Лемоведы: Почему в повести Станислава Лема (мёртвая) планета Солярис, вопреки законам грамматики польского языка, женского рода? Ответ: Потому что Россия – женского рода. Юноша из варшавского подполья до конца жизни остался конспиратором, «шифрующим» опасные мысли.

    Литература

    1. Лем Станислав. Солярис. URL: http://www.webviki.ru/c-portal.ru Главная › Авторы › Станислав Лем. (дата обращения: 15.12.2014).
    2. Ленин В.И. Великий почин. Полное собрание сочинений. Москва. 1958 г. Т.39. с.15.
    3. Медведев Сергей. Надувная сверхдержава. URL: http://www.forbes.ru/…/235692-naduvnaya-sverhderzhava-kak-vlast-v-rossii-... (дата обращения: 15.12.2014).
    4.Романов Роман Романович. Обратная сторона Соляриса. URL: samlib.ru/r/romanow_r_r/darksideofsolaris.shtml (дата обращения: 15.12.2014).

Оставить комментарий к статье Станислав Лем. Солярис.

(предыдущая статья)