.

Современные литературные сказки


литературные сказкиСказки меняются в зависимости от времени, сохраняются лишь их доминирующий признак – это авторский взгляд. Авторская сказка всегда отображает нравственные приметы времени, дает индивидуальную оценку события, передает конкретную позицию. Авторы помещают сказочного героя в иной, непривычной для традиционной сказки, мир. Обычные литературные герои попадают в сказочное пространство.

Существует три основных модели современных литературных сказок.

1. Художественный мир строится по принципу «Обычный ребенок в фантастическом мире». Важен мотив исполнения желаний (в книгах Медведевой, Губарева, Токмаковой). Страна, в которую попадает ребенок, находится внутри сказочного пространства. Все сказки дидактичны. Часто в подобном повествовании сказка накладывается на математику или грамматику, оформляясь по замыслу писателя.

2. Сказка, в которой ребенок становится обладателем чудесного предмета или сам становится волшебником (Крапивин «Летящие сказки», Томин «Шел по городу Волшебник»). Волшебство может расширять или сужать границы сказочного мира. Софья Прокофьева создает цикл повестей «Повелитель волшебных ключей», где главным является образ молодого человека Алеши-волшебника. Волшебство в подобных книгах может быть сказочным, а может быть приближено к реальности, когда чудо заменяет мечта ребенка.

3. Герой-ребенок изображен в собственном мире. Главный писательский прием – очеловечение предметного мира. Здесь раскрывается определенное мировидение, обычный мир показан глазами ребенка, и от этого он приобретает черты необычности с игровым началом. Идеальный пример подобной сказки – «Дядя Федор, Пес и Кот» Эдуарда Успенского, где показаны говорящие животные, а мир реальный, конкретный, с его атрибутами и современными проблемами (запустение деревни).



Оставить комментарий к статье Современные литературные сказки

(предыдущая статья)