.

Онтология русской литературы 3-й трети 19 века


ДостоевскийOntos с греч. сущее. В литературе это символический пласт произведения, существенный для его понимания, раскрывающий его глубинные, универсальные смыслы (Карасёв). Онтология художественных текстов выстраивается с помощью архетипических ситуаций, образов, мифопоэтических элементов, универсальных и авторских символов.


Онтология штука непростая, если сравнить, например, повесть капитанская дочка сочинение по которому вам нужно написать и вопрос онтологии, то это как небо и земля.

Достоевский. Практически во всех романах – одна и та же схема (архетипическая), касающаяся жизни героя: Отпадение (от жизни) -> временная смерть (переход) -> возрождение в новом качестве (жизнь).

Ср.: фольклор (инициация), поэзия Тютчева (гармония и хаос). Возникает система литературных мотивов: жизнь – смерть; падение – воскресение; ложь – истина.

У Толстого архетипические ситуации не часто встречаются. Но есть пример — «Воскресенье». Для обряда, фольклора и мифа важна телесность. Толстой через телесное говорит о будничном, бытовом, житейском. Достоевский же говорит телесным языком о духовном, о метафизическом, о возвышенном.

Архетипические образы:

— образ дитяти: Достоевский («Братья Карамазовы», Митя, его сон: дитя – образ невинного страдания), Толстой (Пьер спасает девочку, говорит, что это его дочь);

— образ жертвенности: Достоевский – крест (горизонталь и вертикаль), Соня, топор (Раскольников), нож («Идиот»), Настасья Филипповна Барашкова (Агнец).

Авторские образы:

Достоевский: например, белое белье (саван, знак смерти, или пеленки, знак рождения). Символ может передавать душевное состояние, а может относиться к сюжету. Несколько функций символа: 1) психологическая; 2) сюжетообразующая.

Универсальная символика: например, дорога, путь, перекресток.

Книжная символика: евангельская и ветхозаветная (например, образ блудного сына).

Символическими средствами достигается обобщение.

Специалисты утверждают, что в чистом виде символов у Толстого нет. Но! Андрей Белый: «Война и мир» — мудрость символа».

Полемическое начало в литературе 3й трети 19 века.

Полемическое начало связано с пристрастиями художника, с текстами и с темами сугубо литературными. Впервые полемическое начало встречается у Гончарова: в романе «Обломов» он создает карикатуру на Некрасова – литератор Пенкин. У Тургенева широкий полемический план – спор с романтизмом («Отцы и дети»). В полемику вступает Толстой (с Пушкиным). Достоевский полемизирует с Толстым («Подросток»), с Тургеневым («Бесы»), с Гончаровым (любовно – «Подросток», сон Версилова).



Оставить комментарий к статье Онтология русской литературы 3-й трети 19 века

(следующая статья)