.

“Национальная борьба” – Жамбалов Баир Владимирович


Здравствуйте. С добрыми пожеланиями всего наилучшего приветствует Вас из Бурятии Жамбалов Баир Владимирович.

В национальной бурятской борьбе в настоящее время многое взято из вольной борьбы. Но вот одному борцу один старик показал забытый приём из старинной бурятской борьбы. Тот в свою очередь рассказал про этот факт другому борцу и при этом дал приметы того старика. И начался поиск старика, поиск забытого приёма. Через годы поисков он нашёл старика, и тем самым тот забытый приём. Узнал и решил применить приём на соревнованиях сурхарбан.

Бурятская национальная борьба «Бухэ барилдаан» – борьба на три точки.

Этот рассказ написал после того, когда в электричке услышал о забытом старинном приёме из арсенала бурятской национальной борьбы от знакомого борца, кандидата в мастера спорта СССР по вольной борьбе.

Рассказ «Национальная борьба» опубликован в журнале «Байкал» №3 2011 года. Находится в электронной библиотеке «Нибру».

Национальная борьба

Двадцатые числа мая. Только что пробились в мир светло-зелёные листочки на тополях, придавая всему окружающему ту самую свежесть и новизну, что несёт с собой младенец, появляясь на белый свет. Именно светло-зелёные листочки мая, а не тёмно-зелёные листья жаркого лета; именно ярко-белые цветы черёмухи, а не её чёрные ягоды нравятся мне больше всего. Именно этой предпосылкой для грядущего, бурного и созидающего лета –

последние дни сибирского мая можно сравнить с человеческим детством. Для меня это время – самая любимая пора года.

Вот в такой ясный, тёплый майский день по маршруту Кяхта – Улан-Удэ, на большом автобусе марки «Икарус», после двухдневного пребывания дома, ехал я сдавать экзамены во время очередной сессии. Весело проведя семестр, мы – студенты, спохватившись, начинали яростно вбивать в свои молодые головы знания. Мягкий ход «Икаруса» благоприятствовал для повторения пройденного материала. Важность предстоящего экзамена и настрой к нему были для меня столь значительны, что я толком не разглядел своего соседа. Только заметил руки на подлокотнике кресла, с большими вздутыми венами до локтя, что могло означать о большой физической силе этого человека. Но мысль эта промелькнула, и умчалась не останавливаясь, ибо я удобно расположившись в кресле, держа в руках учебник по всемирной истории, давно переместился в эпоху Древнего Рима. Спартак и Марк Красс, Квинт Гортензий и Цицерон, римские легионы и слоны Ганнибала, плебеи и патриции вполне могли встретиться со мной на экзамене.

Когда я в очередной раз оторвал глаза от книги, мы подъезжали к Тахою. По левую сторону проносились вдалеке горы, отливаясь синевой, а там, внизу, на миг сверкнула спокойная вода изумительного озера Щучье. Весь повернувшись корпусом к окну я приготовился любоваться открывшимся видом, как услышал за собой голос:

– Ты, наверное, студент?

Я обернулся и кивнул головой.

– Да.

Только сейчас я как следует разглядел соседа. Это был мужчина средних лет – примерно за сорок. Тёмные волосы перемешались с сединой. На светлом, но загоревшем лице виднелись морщины. На щеках впадины, что указывает на худощавость тела. И тут я невольно вспомнил Белого Клыка из Джека Лондона. С каким восхищением описано там бойцовское тело потомка волка и собаки. Опытный взгляд хорошего тренера наверняка увидел бы насквозь, через рубашку с короткими рукавами, сухощавое, но очень жилистое тело без единого грамма лишнего веса. Мозолистая ладонь, большие вены и толстые сухожилия на руках до локтевого сустава явно указывали на большую физическую силу.

– И где же ты учишься? – спросил он после некоторого молчания.

– В Б.Г.У.

– А факультет какой?

– Исторический.

Опять наступила пауза, после которой он продолжил свой расспрос.

– Значит будущий историк?

– Выходит так.

– И какую историю изучаешь?

Мне его вопросы становились уже неприятными. Хотелось быстро прервать этот ненужный разговор и уткнуться обратно в учебник.

– Историю страны, всемирную историю и так далее. – Ответил я тоном, подчёркивавшим моё нежелание вести дальше хоть какую-нибудь незначительную беседу.

Уткнувшись в учебник, я никак не мог собраться с мыслями. Так прошло несколько минут, как я вновь услышал голос соседа:

– А историю родного края изучаете?

– Изучаем.

– Чего это он прикопался ко мне со своей историей, или вернее с моей. – подумал про себя и ответил ему. – Племена изучаем. Религию. Бурятия в годы революции, в годы войны. Современную историю.

– А на лекции вам дают что-нибудь про национальную* борьбу?

На какое-то время наступила тишина. Вопрос был неожиданный и как будто готовился им заранее. Таковым он и оказался позднее. Раньше все его вопросы казались мне исполненными какого-то сарказма. Но этот прозвучал иначе. Видимо, ему действительно хотелось узнать про это, но он начал издалека.

– Да нет, вроде бы. Ничего такого не знаю. – ответил я с каким-то сожалением в голосе.

– Ты когда-нибудь боролся по национальной борьбе? – спросил он с какой-то осторожностью, что я улыбнулся.

Он был где-то на двадцать с лишним лет старше меня, одним словом годился мне в отцы, но по тону его голоса было очевидно, что он сожалеет, что начал разговор на ты и готов теперь перейти на Вы. Но раз уж начал – так начал.

– Я только один раз в детстве боролся на обо. – отвечал я ему и дальше продолжал. – Я не борец, да и не спортсмен, но борьбу смотрю на каждом районном сурхарбане.** Два раза смотрел на республиканском.

После некоторой паузы я спросил его:

– А Вы – борец?

– Да как сказать… Я любитель национальной борьбы. До прошлого года боролся на всех районных сурхарбанах. Несколько раз на республиканских.

– И как боролись?

– Да всяко разно.

Мы оба молчали некоторое время. Автобус мягким ходом приближал нас к городу. Он опять начал с вопроса:

– Ты знаешь как борются по национальной? – и сам же стал отвечать на свой вопрос. – Сейчас в националке в основном применяют приёмы из вольной борьбы.

– Да, я примерно знаю. – перебил я его.

Действительно мне приходилось слышать это от знакомых ребят – борцов. Мой попутчик тем временем продолжал:

– Ты, наверное, заметил, что на сурхарбане; будь это район или республика, в основном борются одни борцы-вольники. Там не увидишь борцов греко-римского стиля, дзюдоистов, самбистов. Националка очень подходит именно для вольников. Она для них как бы подспорье, вспомогательное средство в тренировке по основному виду. Вот теперь послушай. Ты когда-нибудь задумывался, как боролись наши предки, скажем двести лет назад? Какой была бурятская борьба, допустим в девятнадцатом веке?

————————————————————————————————————

Националка.* – здесь разговорное название бурятской национальной борьбы «Бухэ барилдаан» – («Борьба силачей»). Борьба на три точки. Стойка на обе ноги. Любое прикосновение третьей частью туловища – поражение. Развивает  устойчивость, ловкость, координацию, быстроту, резкость, сенсорную физиологию.

Сурхарбан.** – бурятский. сур – мишень из кожаного мешка, находящегося прямо на поверхности земли, и харбан – стрельба из лука. Культурно-спортивный праздник на территории республики Бурятия, Усть-Ордынского и Агинского бурятских, автономных округов. Районный Сурхарбан проводится в последнюю субботу июня. Республиканский Сурхарбан в первую субботу и воскресенье в столице Бурятии городе Улан-Удэ. Проводится ежегодно.



Оставить комментарий к статье “Национальная борьба” – Жамбалов Баир Владимирович

(следующая статья)