.

Проблема профессионализма


Проблема профессионализмаЧасто народное искусство называют еще непрофессиональным, самодеятельным, «доморощенным», что влечет за собой пренебрежительное к нему отношение.

Так возникает снобизм от искусства – в лучшем случае снисходительное, а в худшем презрительное отношение к народному творчеству дипломированных профессионалов.


Что является гарантом художественного мастерства

Но всегда ли художественное образование является гарантом художественного мастерства и высокого качества произведений? На известных сайтах о книгах, таких как www.bookzone.com.ua, можно встретить множество заслуженных авторов, наравне с новичками. При всей неоспоримой полезности специального образования, соответствующей школы за плечами так думать было бы заблуждением. Или, например, что такое декоративно-прикладное искусство?

В центрах народных промыслов его можно считать народным искусством. На кафедрах художественных заведений декоративно-прикладное искусство в лучших своих образцах вполне сойдет и за элитарное. То есть искусство одновременно является профессиональным и непрофессиональным. Значит, точно так же – народным и элитарным.

Последние соображения указывают на то, что заведомо ошибочно верифицировать искусство с помощью рутинной «черно-белой» или двузначной логики. Вообще говоря, стереотипы здравого смысла наиболее вредны для искусства, для творчества. Как здесь не вспомнить Эйнштейна с его знаменитой фразой: «Здравый смысл – это те предрассудки, что складываются в возрасте до 18 лет».

Есть и другое понимание профессионализма. Профессиональным считается такой вид деятельности, который дает человеку средства к существованию. Иначе говоря, если произведения художника продаются, то его можно считать профессионалом. Но сколько непродаваемых при жизни художников стали посмертно великими светочами искусства! Так что и это не аргумент.

Если рассуждать по факту, считать профессионалом того, кто имеет художественное образование – то мы окажемся отнюдь не застрахованными от низкого и даже антихудожественного качества произведений. А уж отсутствие специального образования, тем более, не делает человека художником. Как, впрочем, и не препятствует ему стать таковым.

Как видим, достаточные основания для полноценных утверждений отсутствуют. Остается еще привести знаменательную фигуру речи, проливающую яркий свет на подернутое пеленой заблуждений положение дел в искусстве: быть художником – не профессия, это – судьба. Таким образом, здесь на арену творческих дерзаний выступают высшие силы, превосходящие все человеческое. Именно это и внушает оптимистическую уверенность в познании, в жизни, в творчестве.



Оставить комментарий к статье Проблема профессионализма

(следующая статья)