.

Народное искусство


Сафар ГалиИскусство как проявление индивидуального творческого духа и народное искусство как совокупный многовековой результат и процесс, структурирующий общественную жизнь, наполняющий ее смыслом, облагораживающий красотой. Но где та грань, что разделяет элитарное искусство и искусство народное? Почему вообще возникло это понятие элитарного искусства как привилегированного и противопоставляемого народному? В чем вредоносность большевистского тезиса о безусловной принадлежности искусства народу? И будет ли такое, — предположим, — принадлежащее народу искусство истинно народным искусством?

Народное искусство в истории

Искусство как процесс, не принадлежит никому и в то же время принадлежит всем. То есть в принципе каждый волен творчески заявить о себе в искусстве. Ясно, что в действительности это не так. Возникшее в недрах народа искусство с течением веков оторвалось от народа. Это произошло в ту пору, когда искусство стало одним из видов профессиональной деятельности. Возникновение гильдий художников и соответствующих академий выделило искусство в разряд исключительных занятий. Так искусство стало независимым от бытовой повседневной жизнедеятельности человека. Все ремесла и производные от них виды творческой деятельности, призванные обогатить красотой человеческий быт, составили корневую систему народного искусства.

Искусство по своей сути не терпит принуждения. Однако оно может стать объектом манипулирования и средством идеологического воздействия на массы. Часто такое воздействие осуществляется принудительно. Захват власти большевиками, чье понимание искусства было крайне примитивным, привел к тотальному насаждению социалистического реализма как единственно правильного идеологического метода. Декларированный управляющими страной невежественными людьми в качестве истинно революционного метода отражения социалистической действительности, соцреализм был в течение всего периода Советской Власти гибридом пронизанной ложью идеологии марксистско-ленинского социализма-коммунизма и примитивно понимаемого натуралистического искусства, в принудительно-приказном порядке воспевающего недостижимые идеалы советского строя. Благо, длительный период помрачения сознания и насилия над творческой волей завершился.

Как антитеза социалистическому реализму подспудно продолжало напряженную жизнь подлинное искусство, не признающее над собой никакого насилия, изначально свободное и движимое индивидуальной волей творца. Если искусство соцреализма предписывалось для масс и по указке свыше считалось истинно народным, то антитоталитарное искусство естественным образом отмежевалось от такого «народного искусства» и стало считаться элитарным. Причем, в разные годы «элитарное искусство» имело и различный смысл — от контрреволюционного и антигосударственного до высокомерного и чуждого народу.

На волне демократизации и утверждения в России западноевропейского и американского либерализма произошла другая крайность: стихийное раскрепощение искусства с низведением его до уровня грубой поделки, имитации ввиду ниспровержения всех запретов, а вместе с ними и всех критериев художественности. Снова возникла необходимость размежевания. Искусства ради искусства (настоящего или элитарного) и скатившегося почти до антихудожественности демократизированного искусства постсоветской эпохи. Разумеется, такое искусство нельзя считать народным.

Массовое, элитарное, народное, нонконформистское, тоталитарное — все это названия выражают одно единственное понятие: искусство. Что же взять за ориентир, чтобы можно было выковать личное кредо творческого преображения действительности?

Сафар Гали



Оставить комментарий к статье Народное искусство